17:23 

Мексика. Субъективный обзор. Часть 2 (достопримечательности и транспорт)

Оригинал взят у hitch_hiker в Мексика. Субъективный обзор. Часть 2 (достопримечательности и транспорт)


Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Достопримечательности

Зачем же ехать в Мексику? Прежде всего, тут очень красивая и разнообразная природа. Тропики на морском побережье с пальмами и пляжами, суровые горы (как на юге, так и на севере страны) с хвойными лесами и живописными извилистыми дорогами, ущелья и горные реки, пустыни с кактусовыми лесами. Особенно красива природа на Калифорнийском полуострове, который стоит проехать хотя бы из-за разнообразия ландшафтов и красивых видов.


Водопад Мисоль-Ха (штат Чьяпас)


Штат Нижняя Калифорния


Штат Южная Нижняя Калифорния


Штат Чиуауа


Озеро Арареко (штат Чиуауа)


Окрестности Мехико


Штат Южная Нижняя Калифорния

Помимо просто пейзажей, здесь можно посмотреть на оригинальную флору и фауну. В посёлке Акумаль (между Плайя-дель-Кармен и Тулумом) можно понырять с маской и посмотреть на коралловые рифы и черепах, в бухте рядом с городком Герреро-Негро (штат Нижняя Южная Калифорние) - на серых китов, приплывающих сюда размножаться, а в городе Эль-Туле под Оахакой находится самое больше по толщине дерево в мире.


Парк Ла-Вента (Вильяэрмоса, штат Табаско)


Сафари-парк Yumka, окрестности Вильяэрмосы (штат Табаско)


Сафари-парк Yumka, окрестности Вильяэрмосы (штат Табаско)


Штат Южная Нижняя Калифорния


На черепаховой ферме острова Исла-Мухерес (окрестности Канкуна, штат Кинтана-Роо)

Рукотворных достопримечательностей тоже очень много. Более всего известны руины древних цивилизаций - древние города Паленке, Теотиуакан, Чичен-Ица, Монте-Альбан и множество других. Вообще, они строились в разное время разными народами, но очень схожи своими монументальными пирамидальными конструкциями. Стоит посетить две-три руины, чтобы составить общее впечатление, но не более того - а то всё это дело быстро наскучит.


Руины Паленке (штат Чьяпас)


Руины Монте-Альбан (Оахака, штат Оахака)

Также в Мексике осталось много колониальной архитектуры, созданной испанскими поселенцами. Хорошими примерами такой архитектуры: центральные части городов Мехико, Сан-Кристобаль, Оахака, Пуэбла, Гуанахуато. Особенно рекомендую последний город - он находится в крайне живописном мест на холмах, и из разных мест открываются отличные виды на город. Также в Мексике встречаются интересные образцы современной архитектуры: больше всего их, естественно, в Мехико.


Гуанахуато (штат Гуанахуато)


Эрмсоильо (штат Сонора)


Пуэбла (штат Пуэбла)


Крепость в Веракрусе (штат Веракрус)

Музеи в Мексике средней степени интересности, хотя есть и весьма забавные, например, музей мумий в Гуанахуато. Ну а в Мехико находится главный мегахит всей Латинской Америки - антропологический музей, где собрано большое количество артефактов доколумбовой Америки.

Музей антропологии в Мехико


Музей мумий в Гуанахуато (штат Гуанахуато)

Многие города в Мехико имеют интересное расположение: либо они находятся на холмах, либо окружены со всех сторон горами (либо и то, и другое). Таковы города Сан-Кристобаль, Оахака, Гуанахуато, Креель, Тихуана. А иногда даже в совершенно плоских городах (типо Эрмосильо и Лос-Мочиса) находится гора, откуда открывается хороший вид на город.

Эрмосильо (штат Сонора)

В общем, интересных вещей тут предостаточно. Путеводители по этой стране напоминают толстенные кирпичи, где перечислены сотни разноплановых достопримечательностей.

Отдельно стоит сказать о туристической инфраструктуре. Есть у большинства мексиканских достопримечательностей важное свойство, которое одни сочтут достоинством, а другие - недостатком (я в числе последних). Они все весьма затуризированы и оцивилены. К большинству значимых достопримечательностей можно подъехать по автомобильной дороге, у входа будет стоять касса, внутри высажен газон и проложены пешеходные дорожки, по которым бродят десятки и сотни туристов. Мало что в Мексике сохранилось в нетронутом и аутентичном виде, в том числе природные достопримчательности: например, многие водопады нельзя посмотреть просто так: при подъезде к ним вас ожидает КПП и касса, где нужно купить билет.

Стандартная цена большинства основных достопримечательностей - 57 песо (140 р.), менее масштабные достопримечательности стоят дешевле.


Билет в Теотиуакан (руины в окрестностях Мехико)


Касса на руинах Коба (окрестности Плайя-дель-Кармен, штат Кинтана-Роо)

Плюс в большинстве крупных городов есть центры туринформации, где вам могут дать бесплатную карту города и рассказать основные наиболее полезные сведения.



Офис туринформации в Гуанахуато (штат Гуанахуато)

Информация



Слева - два путеводителя, которыми я пользовался в дороге. Англоязычный путеводитель серии Lonely Planet мне одолжила Таня totoshcka. Книжка очень подробная и толковая. Вообще для американцев Мексика - самая близкая экзотическая страна и именно туда они чаще всего ездят путешествовать, так что тут авторы постарались на славу. Описаны самые отдалённые уголки Мексики, в том числе даны подробные практические рекомендации по транспорту, местам ночлега, общепиту и т. д. Также очень хороши карты городов и регионов. Короче, книжка хорошая, очень рекомендую.

Русскоязычный путеводитель от Константина Генша был выпущен в 2007 г. и сейчас стал уже библиографической редкостью. На удивление неплохой путеводитель, написан с юмором. Практической информации о ночлеге, еде и Интернете, правда, нет, но зато описание городов и достопримечательностей очень подробное и интересное. Некоторых читателя может смутить разве что огромное количество разного рода неполиткорректных шуток. Но описание как всей страны, так и отдельных городов очень хорошее. Есть много информации, которая отсутствует в Lonely Planet. Так что удобно сперва почитать Генша, а потом уже смотреть Lonely Planet.

Кроме того, много чего хорошего понаписали жившие, живущие, путешествовавшие и путешествующие по Мексике товарищи. По части практической информации больше всего рекомендую журналы Маши Оленевой masha_kvashonka и Антона Кротова a_krotov. Ещё pan_sapunov написал очень смешной пост про ужасы мексиканской жизни - почитайте, но не относитесь слишком серьезно, это скорее пародия на желтую журналистику. Ну и много разного понаписали люди, упоминавшиеся в последних пяти постах в моем журнале.

Русско-испанские словари в московских книжных магазинах были все какие-то отстойные (в том числе изображенный на фотографии), поэтому в итоге купил англо-испанский словарь. Правда, этот словарь уже в карман было сложно положить, но тем не менее, в нём запас слов значительно шире.

Ну и карту автодорог купил в магазине Oxxo. Кроме того, обладателям смартфонов с GPS-навигатором и OS Android рекомендую замечательную бесплатную программу Maps with me, где можно закачать всю Мексику разом с подробными картами автодорог и городов.

Визы

Подробно все визовые вопросы описаны в соответствующем разделе сайте Travel.Ru, так что не буду повторяться. Лично у меня есть действующая американская виза, поэтому мне не нужно было оформлять ни визу, ни электронное приглашение. Просто показал на погранконтроле паспорт с этой визой и получил штамп.

Попадание

Из России иногда можно улететь в Мексику по распродаже какой-нибудь крупной европейской авиакомпании. Например, Антон Кротов a_krotov попал сюда по распродаже компании Lufthansa за 25 тыс. р. в оба конца (Москва - Мехико - Москва через Франкфурт).

Обладателям шенгенских виз можно поискать рейсы из Европы. В этом году сравнительно дешево можно было улететь в Канкун из Испании авиакомпанией Orbest (200-250 евро в один конец) или из Бельгии авиакомпанией JetAirFly (200 евро в один конец). Я как раз использовал авиакомпанию Orbest и некоторые другие виды транспорта (подробности можно прочитать здесь и здесь).


Самолет авиакомпании Orbest в мадридском аэропорту

Также обладатели американских виз могут прилететь в Мексику через США. Очень часто бывают распродажи из Москвы в Нью-Йорк. Ну а там уже можно добраться до Мексики по земле или американскими и мексиканскими лоукостами. Таким образом ехал Вадим vaddim, который долетел из Москвы до Нью-Йорка за 8600 р. в один конец.

Деньги

Валюта страны - песо, состоит из ста сентаво. Примерный курс: 12 песо = 1 доллар, 2,5 р. = 1 песо. Так что цены я обычно умножал в два с половиной раза и получал искомую цену в рублях.



Интересная особенность мексиканских денег: купюры в 20 песо и 50 песо сделаны не из бумаги, а из каких-то полимеров и не промокают в воде.

Для обозначения денежной единицы используют знак $. Не пугайтесь, увидев цену $40 за обед - это не 40 долларов, а 40 песо (то есть 100 р.).

Цены в Мексике не слишком низкие. Фрукты и некоторые другие продукты стоят меньше, чем в России, но общепит ненамного дешевле, а междугородние автобусы даже дороже российских. В путешествии по Мексике я тратил примерно столько же, сколько и в России.

Обменники и банки очень распространены. Ехать сюда лучше с долларами, их можно поменять без проблем. Прочие же валюты (в том числе евро) меняют далеко не везде и вы такие обменники можете сразу не найти.



В мексиканских банкоматах можно снять и деньги с российской карточки по более или менее нормальному курсу. Комиссия за снятие денег составляет 20-30 песо.

Дороги

Дороги в Мексике хорошие, а по нашим меркам так вообще отличные. Вся страна опутана сетью автомобильных трасс, которые по качеству заметно лучше российских.



Дороги делятся на две разновидности: платные (carretera cuota) и бесплатные (carretera libre). Первые по качеству сравнимы с европейскими и американскими хайвеями, вторые - с хорошими российскими федералками (недавно построенными или на которых год назад был ремонт). Платная дорога обычно более ровная, она с большей вероятностью идёт не в объезд горы или ущелья, а через тоннель или мост.

Платная дорога


Через определенные промежутки на платных дорогах стоят специальные платильники (caseta de cobro), на которых нужно оплатить проезд. Стоимость сильно отличается, но в целом это недешевое удовольствие.


Платная дорогая всегда дублируется бесплатной, так что у водителей есть выбор: ехать по той или другой. Впрочем, платные дороги есть не везде, многие крупные города соединены исключительно бесплатными дорогами.

Бесплатная дорога


На дорогах тоже бывают лежачие полицейские: перед населённым пунктом и после него (в том числе мелких деревень), чтобы водители не сбивали местных жителей, а также на полицейских постах.

Лежачий полицейский и предупреждающий знак, который мы называли "Осторожно, сиськи!"


А иногда лежачий полицейский делают перед крутым поворотом (!) в горных регионах

Надпись на асфальте - "Поворот"

Гор в Мексике много, поэтому почти везде (кроме разве что совершенно плоского полуострова Юкатан) дорога может неожиданно пойти через какой-то горный перевал и тогда трасса становится извилистой и красивой. Вначале это прикалывает, но через какое-то время надоедает, что тебя качает из стороны в сторону, а общая скорость передвижения заметно снижается, так что уже жаждешь поскорей равнинной дороги.


Заправок достаточно, они выглядят современно, на них практические всегда есть чистый и ухоженный туалет, а иногда также магазин или ресторан.


Автостоп

По Мексике автостопом я проехал около 9 тыс. километров. Автостоп тут хороший (примерно как в России), но имеет свои особенности.

Вначале о плюсах: тут можно ездить нераздельной группой из нескольких человек. Три-четыре человека могут совершенно спокойно передвигаться по стране и им не нужно будет делиться. Один раз у нас был беспрецедентный случай: во время отмечания Нового года на вулкане в окрестностях Мехико местный водитель подвез нашу группу из пятнадцати (!) человек.



Происходит это благодаря тому, что в Мексике очень распространены пикапы с большим кузовом, а правила не запрещают перевозить в них людей. В результате водители могут не париться насчет места в салоне, а сажать людей в этот самый кузов. Тут почти каждая третья подвозившая меня машина была пикапом. Соответственно, как опытный пикапер, дам несколько советов. Несмотря на жаркую погоду, постарайтесь сесть так, чтобы вас не обдувало ветром, или наденьте ветровку. Меня несколько раз продувало, в результате я почти все путешествие проездил с перманентным насморком. Также будьте аккуратны с загаром: вроде бы вас обдувает мощный ветер и жара в кузове почти не чувствуется, но солнце тем не менее светит так же ярко и тут вполне можно обгореть, что со мной один раз произошло (когда мы с Дашей и Львом levparohod ехали в пикапе целых четыреста километров). Ну и, наконец, хорошо бы иметь при себе популярную среди российских туристов сидушку (пенопопу): пол в кузове пикапа может быть жестким и грязным.



Но вообще в кузове пикапа ездить весело и приятно: окружающая природа как-то ближе, можно фоткать и снимать видео, а интроверты, не любящие общаться с водителем, могут посидеть в тишине и покое и даже почитать книжку.



Один важный момент: скорость остановки машины сильно зависит от наличия в вашей группе девушки. Вообще, женщина имеет какое-то магическое воздействие на мексиканских водителей. Группа из трех человек (два парня и одна девушка) останавливает машины в несколько раз быстрее, чем одинокий парень. Так что cherchez la femme, как говорят французы.

Вот в таком составе мы останавливали машины за 10-20 минут


А в таком составе я ждал по 30-40 минут. Хотя, может, просто дело в том, что я тут небритый и непричесанный


Если же вы сами являетесь женщиной, то для вас тоже есть хорошие новости. Путешествовавшие в одиночестве девушки (в том числе Маша masha_kvashonka и Таня totoshcka) сообщают, что мексиканские водители в целом не озабоченные и не агрессивные. Одиночный женский автостоп тут вполне возможен и в целом даже безопаснее, чем в России. Естественно, нужно при этом соблюдать необходимые меры предосторожности.


Ира ezeo в кузове машины вместе с мексиканскими пролетариями

Учтите, что если вы едете стопом по платной дороге, то идеальная позиция для голосования - сразу за платильником (caseta de cobro). Здесь машины едут медленно и имеют возможность остановиться.


Лежачий полицейский за платильником - лучшее место для голосования

А на бесплатных дорогах часто встречаются военные посты или лежачие полицейские в населенных пунктах - это тоже хорошие места для голосования. Поскольку дороги в Мексике ровные и широкие, машины едут быстро и тут выбор позиции играет серьезную роль: просто так посредине дороги машину можно ловить очень долго.

Ещё одна важная особенность: автостоп в Мексике сильно ухудшается в тёмное время суток. Водители сильно пугаются всего, а по вам в темноте уже не видно, что вы иностранцы. Налобные фонарики и светоотражающие полосы слабо помогают. Если в России можно не париться на тему того, в какое время ты выходишь на трассу, то в Мексике следует максимально использовать световой день. В крайнем случае в тёмное время суток можно использовать в качестве опорного пункта заправку: ходить и впрашиваться в машины.

Все местные жители прекрасно знают, что такое автостоп (он называется raid или aventon). Никому не нужно ничего объяснять или предупреждать, что едешь бесплатно. За два месяца лишь один раз остановившийся водитель сказал, что повезет нас только за деньги. В остальных случаях никаких проблем не было, более того - пару раз меня бесплатно подвезли таксисты, которым было по пути. Сами мексиканцы тоже иногда путешествуют автостопом, но больше по нужде, чем для развлечения.

Два мексиканских паренька, которые ехали автостопом в соседний штат работать на шахте


А иногда стопятся вот такие виды транспорта



Междугородние автобусы

Автобус - главное цивильное средство передвижения по Мексике. Здесь комфортабельные, большие и быстрые автобусы, которые соединяют все части страны. Есть много ночных автобусов, что удобно людям, способным спать сидя: сел вечером в автобус, и утром будешь уже за 700-800 км.



И все бы хорошо, если бы не стоимость: средняя цена проезда на автобусе - 1-1,5 песо за километр, что в полтора-два раза дороже, чем в России. А поскольку страна довольно большая, то путешествия на автобусах может влететь в копеечку. Если бы я все расстояние, пройденное автостопом (см. выше), потратил на автобусы, то вышло бы минимум 9 тыс. песо (22 тыс. рублей).



Ещё в Мексике неудачно организована продажа билетов на автовокзале. На автовокзалах часто нет единого расписания или цен, зато есть несколько касс различных частных компаний, осуществляющих перевозки. В результате нужно ходить по разным кассам и выяснять, осуществляют ли они перевозки в нужный тебе город и сколько это стоит. В маленьких городках на автовокзале часто бывает одна касса, но даже там часто не вывешивают расписания, так что приходиться все узнавать самому.



Пару раз я автобусы использовал, когда нужно было куда-то доехать в тёмное время суток. Никаких нареканий по качеству обслуживания к ним не было: чисто, уютно, быстро, работает кондиционер, а иногда даже есть wi-fi.

Антон Кротов a_krotov писал, что есть в Мексике какие-то секретные дешёвые автобусы, которые ходят не от вокзалов, а из разных других мест. Видимо, это аналог наших автобусов для челноков и гастарбайтеров. Даже у местных жителей про эти автобусы нет никакой информации. Не знаю, если честно, где их искать - возможно, когда Кротов напишет путеводитель по Мексике, там будут соответствующие сведения.

Поезда

С поездами в Мексике всё плохо. Хотя в стране множество железных дорог, но осуществляется по ним только грузовое сообщение. Пассажирских же поездов осталось два и оба сохранены лишь потому, что представляют интерес для туристов: Чиуауа - Лос-Мочис, который идёт по живописным горам через Медный каньон, и небольшой поезд "Текила-экспресс" Гвадалахара -Аматитин, который отвозит туристов на поместье, производящее текилу. Оба поезда недешевы по российским меркам, хотя после мексиканских автобусов кажутся и не такими уж дорогими.


Поезд Лос-Мочис - Чиуауа

Водный транспорт

Водный транспорт в Мексике дорогой, значительно дороже, чем в России. Паромы из Нижней Калифорнии, идущие по морю Кортеса (Калифорнийский залив) стоят от 80 долларов и выше. Паром из Плайя-дель-Кармен на малюсенький островок Косумель, видный с берега, стоит 310 песо (770 р.) в оба конца.


Вид из Плайя-дель-Кармен на остров Косумель (вдали на горизонте)

В общем, российские паромы и пароходы после этого кажутся очень дешёвыми. Сгонять на Сахалин или Соловки можно за значительно меньшие деньги (в пересчёте на километр пути, естественно).

Самолёты

В итоге самым дешёвым платным способом передвижения по Мексике оказывается самолёт. Тут множество аэропортов, а также несколько бюджетных авиакомпаний, которые летают за вполне вменяемые деньги.


Аэропорт в городе Ла-Пас (штат Южная Нижняя Калифорния)

Три основных мексиканских лоукоста: Viva Aerobus (самый популярный), Volaris и InterJet. Когда я ехал на Калифорнийский полуостров, то думал, что буду возвращаться оттуда на материк на пароме. Но самый дешевый паром из Ла-Паса в Лос-Мочис стоил 80 долларов и столько же стоил билет на самолёт из Ла-Паса в Гвадалахару. Для тех, кто не является большим фанатом водного транспорта, тут в общем-то и думать нечего. Самолёт был вполне приличным, новым и улетел по расписанию. Во время рейса не кормили, но за такие деньги я этого и не ожидал.



Общественный транспорт

Городской и пригородный общественный транспорт в Мексике мне скорее не понравился. Здесь царит Азия в худшем смысле этого слова: практически нет электротранспорта, часто отсутствуют нормальные муниципальные автобусы и почти все города заполонили маршрутки. Впрочем, в разных городах ситуация разная: где-то преобладают маршрутки, где-то - автобусы.

Ещё в Мексике безобразные автобусные остановки: нет номеров маршрутов, расписания и часто даже скамеек. Многие автобусы просто останавливаются на крупных перекрестках - и понять, что автобус нужно ловить именно здесь, можно по скопившейся в этом месте толпе народа.

Вначале об обычных автобусах. Они тут, как правило, не очень большие и довольно медленные. Вход обычно осуществляется через переднюю дверь.


Тустла-Гутьеррес (штат Чьяпас)


Ла-Пас (Южная Нижняя Калифорния)

Оплата либо просто водителю, либо через такой вот автомат по приёму мелочи

Эрмосильо (штат Сонора)

Как правило, в муниципальных автобусах даже выдают билеты

Канкун (штат Кинтана-Роо)

А маршрутки в Мексике даже хуже, чем в России. В основном маршруточное сообщение осуществляют такие микроавтобусы, по сравнению с которым "Газель" покажется верхом инженерной мысли. Более всего мексиканские маршрутки напомнили мне узбекские "Дамасы" или распространенные на российском Дальнем Востоке корейские микроавтобусы. Туда неудобно залезать, внутри мало места, а тебя со всех сторон сдавливают другие пассажиры.

Например, Тихуану (штат Нижняя Калифорния) захватили вот такие дурацкие маршрутки




А это маршрутка в городе Вильяэрмоса (штат Табаско)


Маршрутки обычно не имеют никакой нумерации: просто указаны главные остановки. Невозможно понять без посторонней помощи, куда тебе нужно ехать.

В крупных и продвинутых городах ситуация может быть получше: так, в Гвадалахаре есть подземный трамвай, в Гуанахуато - фуникулёр, в Мехико - метро, троллейбусы и интересная система "метробус" (автобус, ездящий по выделенной полосе). Но в целом ситуация довольно печальная.

Станция подземного трамвая в Гвадалахаре


Фуникулёр в Гуанахуато


Метро в Мехико


Ещё в Мексике распространены такси, которые стоят примерно столько же, сколько в России (естественно, за пределами Москвы). Несколько раз я ездил на такси и стоило это примерно 4-6 песо (10-15 р.) за километр.

Что касается цен на городской общественный транспорт, то из виденных мною самым дешевым оказалось метро в Мехико (3 песо или 7,5 р.), а самым дорогим - маршрутки в Ла-Пасе (10 песо или 25 р.)

Ну я для самых пафосных граждан есть такие способы передвижения


Часть 1 - Часть 2 - Часть 3




URL
   

ASAHIBOOZE by Beer

главная